Коучинг как система
Цитируем по книге Ивана Рыбкина «Коучинг Социального Успеха»
Чаще всего, когда говорят о том, что кто-то занимается коучингом, имеют в виду встречу «на двоих» - между коучем и его клиентом. Но коучинг, который направлен на одного, - абстракция, которая часто и абсолютно неправомерно возводится в абсолют. Мол, все, что происходит на коучинге вообще касается, прежде всего, только ведомого.
Коучинг – равная игра, где выигравших, вопреки многим социальным мифам – двое. Это действительно так. Если в нем кто-то проваливается, или партнеры неравны друг другу, то коучинг летит в «тартарары». При этом в нем всегда есть коуч и его партнер (коучер или еще лучше - коучуемый – издевательство над русским языком, с моей точки зрения), а вот лидерство в паре попеременное. Т.е. властью и влиянием связка обладает взаимным, по ситуации. Поэтому пахать, хотя я и знаю, что «наши» пахать не любят, придется обоим. Грустно, но факт! Понимаю многих из тех, кто ищет в коучинге легких ответов - сам люблю лениться. Но, что делать, иногда надо совершать в жизни подвиги, чтобы было о чем вспомнить. А то вся жизнь пройдет, и ничего великого мы с вами и не совершим! Отсюда вывод –
если вы хотите реально быть успешными в коучинге, готовьтесь к совместной работе с клиентом/партнером. – Поэтому с моей точки зрения коучинг - это системное явление. Система коучинга состоит из следующих взаимосвязанных между собой элементов: организационно-культурной среды, личности коуча и клиента/партнера, а также технологии взаимодействия между ними. Схематически ее можно представить так.
Личность коуча | Партнер, Ведомый, Клиент (личность, группа, организация) |
(ценности –ресурсы) | (ценности-ресурсы) |
Полная картинка системы коучинга выглядит так:
В основе системно-инетгративного коучинга лежат четыре ключевых положения.
1. В коучинге, помимо коуча и клиента/партнера, самое активное участие принимает внешняя среда. К внешней среде относятся: а) ближайшее окружение коуча и клиента/партнера (семья, родственники, друзья); б) среднее и дальнее окружение клиента/партнера (например, реальная/потенциальная организация ведомого), референтные центры влияния и т.д.; в) различные возможности «по жизни» (в т.ч. сферы деятельности или бизнес ведомого); г) общественные нормы и стереотипы относительно социального Успеха.
2. На результат коучинга оказывают влияние не только осознанные выгоды (польза) от изменения (=приобретения социального Успеха), но и подсознательные факторы, прежде всего ценности среды и участников коучинга. Каждого из участников системно-интегративного коучинга (коуча, клиента/партнера, среду) можно представить как уникальную совокупность трех составляющих: ценность – процесс – ресурс [1]. Эта триада является основой для СИСТЕМНОГО подхода к коучингу. В той или иной форме, она будет нам встречаться постоянно, на всем протяжении изучения "системно-интегративного коучинга".
3. При проведении системного коучинга мы исходим из того, что у клиента/партнера есть проблемы/проекты в достижении Социального Успеха, которые можно решить с помощью технологии си-коучинга (=значимая проблема). Суть коучинга состоит в создании такого пространства при котором клиент/партнер САМ эффективно разрешает свою задачу. Так же можно сказать, что коуч помогает ему в этом своеобразном совместном поиске вариантов решения значимой проблемы клиента/партнера. В свою очередь, выбор вариантов строится на основе перераспределения ресурсов клиента/партнера в соответствии с его ключевыми ценностями (или коррекция самих ценностей, на основе которых происходит перераспределение доступных человеку ресурсов).
4. Результатом коучинга служит обоюдовыгодное создание благоприятной среды проживания (=максимально комфортная среда совместного развития). Причем важно, что в коучинге эта среда равно комфортна как для клиента/партнера, так и для коуча. Изменение среды для клиента/партнера может восприниматься по-разному, в т.ч. и как новый Социальный Успех.
Для коуча постоянное совершенствование социальной среды очень важно. Именно в постоянно развивающейся среде формируются новые планки социального успеха и, соответственно, новые вызовы для самого коуча. Таким образом, формируется новое понимание успешности. Так как мы находимся на территории социума, то создание вокруг себя общества довольных и успешных людей помогает внести свой вклад в гармонизацию и развитие общества. Как ни утопично это звучит, но коучинг ведет к тому, что вокруг каждого коуча увеличивается количество красиво успешных людей, которые к тому же еще и единомышленники. Кто будет спорить, что так жить становится легче. Если же коучу захочется перейти грань между социумом и духовным путем, то это тема совершено другой книги. Когда-нибудь напишу и про это. А пока пусть каждый делает свой Дзен сам.
[1] Модель "Ценности-Процессы-Ресурсы" Кристенсен и Овердорф предложили для того, чтобы определять инновационные способности организации (см. К.Кристесен, М.Овердорф. Разрушительные перемены. Искусство управления, №5 (2001). Нам же эта модель показалась уместной и жизнеспособной в качестве описания структуры основных действующих лиц в системном коучинге.
Под ценностями мы понимаем – бессознательные идеалы, нормы, установки и убеждения, на основе которых строится выбор приоритетов или предпочтений. Если ценности осознаются человеком – в этом случае мы будем говорить о его ценностных представлениях.
Под ресурсами – материальные и нематериальные активы (деньги, время, знания, навыки и т.п.), которые есть в распоряжении участников коучинга.
Под процессами - изменение состояния участников коучинга с помощью определенной последовательности действий (технологии коучинга).