Коучинг это: определения традиционного и системно-интегративного коучинга
Сначала взгляд на коучинг в его классическом виде.
Коучинг - особый вид профессиональной коммуникации. Проводится в виде сессии, состоящей из ответов клиента на вопросы коуча. При этом советы или экспертное консультирование со стороны коуча сведены к минимуму или исключены совсем. Это помогает создать пространство общения, которое способствует максимальному повышению осознанности и ответственности в своих действиях со стороны клиента. Преимущественно коучинг предназначен для повышения эффективности действий опытных экспертов.
Системно-Интегративный коучинг сохраняет ВСЮ базу традиционного коучинга.
В СИ-коучинге мы добавили: 1. Вопросы сессии строятся на основе СИСТЕМЫ развития ЦЦПРР (цель ценность процесс ресурс результат) для индивидуальных коуч сессий и СФПМ (системно функциональный подход к менеджменту) для организационных коуч сессий. Поэтому си-коучинг эффективен для реализации совместного потенциала участников процесса развития различного уровня - от индивидуального до организационного. 2. Позволяет получать МВЭР (максимально возможный эффективный результат) в краткосрочной и долгосрочной перспективах во всех сферах развития (личной, социальной, творческой) одновременно, поэтому си-коучинг интегративен. 3. В его основе ценность непрерывного совместного развития.
P.S. К этому пониманию коучинга и си коучинга мы пришли не сразу. Путь наших поисков частично отражен ниже.
Вы можете спросить многих людей и мало кто вам ответит - что же такое коучинг?
Внимание! Коучинг как понятие размывается! Самый распространенный пример, когда за коучинг выдаются – психологическое консультирование, психотерапия, организационное консультирование, тренинги личностного роста, организационные расстановки, йога и еще много другого.
Это таит в себе большую опасность для коучинга, так как он «может умереть еще толком и не родившись» – как сказал один из участников Открытого Университета Коучинга Ивана Рыбкина в 2009 году. Но для нас вопрос о том, что такое коучинг предельно ясен. Есть два определения коучинга – 1) традиционное (или правильнее сказать - самое распространенное) и 2) наш взгляд на коучинг, т.е. определение системно-интегративного коучинга, которое мы используем в Школе Системно-Интегративного Коучинга, Организационном Коучинге и реальных коучсессиях.
Коучинг - это: традиционный вгляд
1. Мы считаем, что есть вполне четкое определение традиционного коучинга, которое его характеризует как особый процесс достижения результата:
1) коучинг направлен на повышение персональной эффективности;
2) коучинг предназначен для достижения максимальных персональных результатов за счет реализации потенциала человека;
3) коуч строит свою коммуникацию с клиентом особым образом с целью добиться максимальной осознанности и ответственности за свои действия со стороны клиента. Для этого он задает вопросы по особой системе и сводит к минимуму свои экспертные коментарии. Это помогает ему свободить пространство проявления инициативы со стороны клиента.
Коучинг это: системно-интегративный подход.
Здесь на сайте Открытого Портала мы даем авторское определение системно-интегративного коучинга Ивана Рыбкина (из книги с одноименным название). Заодно процитируем несколько абзацев из книги.
«В 2003 году мы познакомились с книгой Уитмора про коучинг, Александром Савкиным и Мариной Даниловой, а также с Ладой и Андреем Королихиными. То, что мы делали (
Рыбкин И Падар –прим. авт.) в своей практике развития, было близко к тем идеям, которые лежали в основе коучинга по Уитмору-Геллви, тому, что практиковали Саша и Марина в Институте Коучинга в Питере, тому, что осваивала Лада в «Восток-Западе». Как минимум, декларируемые философия и ценности у нас у всех совпали.
Идеи самого Уитмора, связанные с реализацией потенциала, осознанностью и ответственностью за достижение результата, новым стилем управления отозвались в наших сердцах и руках.
Но одновременно довольно быстро у нас появился свой взгляд на определение коучинга, на его методологию и на технологию.
Как мы сейчас понимаем, первая и главная (!) особенность связана с тем, что наше видение коучинга всегда предполагает СИСТЕМНОЕ СОВМЕСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА всех участников коучинга – и КОУЧА, и его ПАРТНЕРОВ.
Второй важный акцент в нашем видении делается на технологии достижения МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ЭФФЕКТИВНОГО результата. Причем максимальность и эффективность достигнутого оценивается, опять же, всеми участниками коучинга.
Третий акцент заключается в том, что мы считаем коучинг СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ, которая в полном объеме может быть раскрыта только в КУЛЬТУРЕ управления/обучения, главными ценностями которой является НЕПРЕРЫВНОЕ СОВМЕСТНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ВЫЗОВ. Понимание коучинга как атрибута определенной культуры показывает, что в других организационных культурах он существует в виде частичных проявлений, вкраплений в индивидуальное или групповое консультирование. Поэтому иногда бывает так трудно выявить его специфику, например, от процессного бизнес-консультирования»
В итоге наше определение системно-интегративного коучинга складывается из двух частей – понимание коучинга как системы отношений и понимание, что коучинг эффективен в определенной культурной среде. У нас есть три разных определения которые близки друг к другу, но используются в различных ситуациях.
Первое самое общее и самое доступное для всех на рынке.
Системно-интегративный коучинг - это новейшая технология повышения личной и организационной эффективности
Второе - профессиональное
Системно-интегративный коучинг – это система реализации совместного
профессионального, личностного и творческого потенциала
участников процесса развития
с целью получения максимально возможного эффективного результата.
Третье - культуральное.
Системно-интегративный коучинг - это ключевой технологический атрибут
культуры обучения/развития,
главной ценностью которой является
непрерывное совместное совершенствование.
Эти три определения взаимосвязаны. Они являются необходимыми и достаточными для Системно-интегративного коучинга.
Первое из них отражает главные задачи, для решения которых используется СИ-коучинг.
Второе - указывает на системный характер коучинга. С этой точки зрения в нем можно выделить элементы, взаимосвязи и структуру.
Третье - подчеркивает то, что СИ-коучинг – есть неотъемлемая часть определенной культуры обучения/развития, т.е. его культурную феноменологию. Здесь важна целостность и органичность коучинга и культуры обучения/развития.